МБОУ "Бирюлинская СОШ" - ОРКСЭ
Приветствую Вас, Гость

В МБОУ "Бирюлинская СОШ" курс ОРКСЭ ведется с 1 сентября 2012 года, в 4 классе в объеме - 34 часа в неделю. До 20 января каждого учебного года проводится комплектование групп обучающихся 3-х классов по выбранным модулям. С этой целью проводятся родительские собрания с родителями обучающихся 3-х классов по вопросам введения комплексного учебного курса ОРКСЭ в общеобразовательных учреждениях и выбора модуля курса. Работа с родителями обучающихся ведется в соответствии с методическими материалами Минобрнауки России от 08.07.2011 № МБ-883/03 и общепринятых решений на семинаре-совещании Министерства и БОУ "ИПКиППРО РА" 22ноября 2011 года. Нормативные документы Конституция РФ Закон "Об образовании" (ст.14 "содержание образования должно обеспечивать формирование духовно-нравственной личности" Поручение Президента РФ от 02 августа 2009 года (Пр-2009 ВП-П44-4632) рАСПОРЯЖЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ от 11 августа 2009 г. (ВП-П44-4632) Письмо Министерства образования и науки РФ № МД-942/03 от 18 июля 2011г. Приказ Минобрнауки России от 18 декабря 2012г. №1060 "О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования,учрежденный приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. №373" Письмо ФГО учреждений дополнительного профессионального образования АПК и ППРО от 24 августа 2011г. №424 ФГОС начального общего образования (приказ Минобрнауки РФ от 26.11.2010 №1241 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, учрежденный приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. №373") Протокол заседания Межведомственного координационногог совета по реализации плана мероприятий, утвержденного распоряжением Правительством РФ от 29 октября 2009 г. №1578-р, (протокол заседания от 19.09.2011 г. №МД-30/03 пр.№7). Приказ Минобрнауки России от 1 февраля 2012 г. №74 "О внесении изменений в Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. №1312" Приказ Минобрнауки России от 31 января 2012 г. №69 "О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федарации от 5 марта 2004 №1089 "Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования" Письмо Министерства Образования и науки РОССИЙСКОЙ фЕДАРАЦИИ ОТ 24 ОКТЯБРЯ 2011г. № МД-1427/03 "Об обеспечении преподавания комплексного учебного курса ОРКСЭ" Информация о преподавателях ОРКСЭ 1. Тозыякова Наталья Александровна - учитель истории и обществознания (тел. 388-44-29-7-25)Курсы - "Методика преподавания курса"Основы религиозной культуры и светской этики" (ОРКСЭ) в соответствии с ФГОС" - 108 ч. 2. Нагибина Ольга Григорьевна - учитель начальных классов (тел. 388-44-29-7-25)Курсы - "Основы религиозных культур и светской этики: содержание и методика учебного курса" - 96 часов.

1.Пояснительная записка

Рабочая программа«Основы  светской этики» для учащихся 4 класса составлена на основе Основной образовательной программы начальной школы МБОУ «Бирюлинская СОШ»; авторской программы«Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики» автор А.Я. Данилюк.Издательство «Просвещение», 2012. Программа составлена в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами образования  и учебным планом образовательного учреждения и в соответствии с действующим законодательством.

Учебный курс ОРКСЭ является единой комплексной учебно – воспитательной системой  имеет комплексный характер и включает 6 модулей:

«Основы православной культуры»,

«Основы исламской культуры»,

«Основы буддийской культуры»,

«Основы иудейской культуры»,

«Основы мировых религиозных культур»,

«Основы светской этики».

Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимся должен обеспечить образовательный процесс в границах учебного курса, а также в системе содержательных, понятийных, ценностно-смысловых связей учебного предмета с другими гуманитарными предметами начальной и основной школы. Основой для данного курса является концепция «Духовно-нравственного воспитания». Учебный курс ОРКСЭ является культурологическим и направлен на развитие у школьников представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значение в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.

Курс ОРКСЭ призван актуализировать в содержании общего образования, смоделировать педагогическими средствами российскую религиозно-культурную традицию, создать условия для приобщения к ней российских школьников.

Каждый учебный модуль, являясь частью курса, имеет логическую завершённость поотношению к установленным целям и результатам обучения и воспитания и включаетв себя такой объём материала по предмету, который позволяет использовать его как самостоятельный учебный компонент.

Содержание каждого из шести модулей организовано в рамках четырех тематических разделов. Первый и последний из них являются общими для всех модулей.Содержательные акценты первого раздела — духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества, последнего раздела — духовные традиции многонационального народа России.

Изучая курс, обучающийся в соответствии с выбранным модулем, получит представление о конкретной культурной традиции на основе знакомства с наиболее общими её характеристиками.

Рабочая программа разработана для УМК «Школа России».

Цели:

формирование у младшего подростка мотиваций к осознанномунравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозныхтрадиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу спредставителями других культур и мировоззрений.

Задачи:

знакомить обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской,иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;

развивать представления младшего подростка о значении нравственных норм иценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;

обобщать знания, понятия и представления о духовной культуре и морали,полученных обучающимися в начальной школе, и формировать у них ценностно-смысловые мировоззренческие основы, обеспечивающие целостное восприятиеотечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступениосновной школы;

развивать способности младших школьников к общению в полиэтничной и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имяобщественного мира и согласия.

Учебный курс создаёт начальные условия для освоения обучающимися российскойкультуры как целостного, самобытного феномена мировой культуры; пониманиярелигиозного, культурного многообразия и исторического, национально-государственного, духовного единства российской жизни.

Программа по ОРКСЭ  рассчитана на 35 часов  (35 учебных  недели) -1 час в неделю.

В классе всего 13 учеников, из них два ребенка обучаются по программе седьмого вида.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса:

Личностные результаты:

формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости засвою Родину;

формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур,национальностей, религий, воспитание доения к истории и культуре всех народов;

развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;

воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;

развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты:

овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;

формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действияв соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

определять наиболее эффективные способы достижения результата;

вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок;

понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;

адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;

умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;

овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров,осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;

овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, классификации,установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений,отнесения к известным  понятиям;

готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования разных точек зрения и права каждого иметь собственную; излагатьсвоё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;определение общей цели и путей её достижения, умение договориться ораспределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведении окружающих.

Предметные результаты:

знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;

знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;

формирование первоначальных представлений о светской этике, религиозной культуре и их роли в истории и современности России;

осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.

Программа  рассчитана на  один  учебный год.

Рабочая программа  состоит  из:

1. Пояснительной  записки.

2. Содержания предмета.

3.Тематического  планирования.

4.Описания  учебно-методического и материально-технического  обеспечения образовательного процесса.

5.Планируемых  результатов обучения учебного предмета.

 

2.Содержание программы

Раздел 1.Введение (1 час)

Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества.

Раздел 2. Основы традиционных религий и светской этики (16 часов)

Светская этика и её значение в жизни человека.Происхождение морали. Высшие нравственные ценности, идеалы, принципы морали. Почему нужно стремиться к добру и избегать зла. Как менялись представления о добре и зле в ходе истории.Как связана свобода с моральным выбором. В каких ситуациях морального выбора чаще всего оказывается человек. По каким признакам можно судить о справедливости. Какие моральные правила нужно соблюдать, чтобы быть справедливым.Что значит быть «разумным эгоистом».Чем дружеские отношения отличаются от других отношений.Подведение итогов. Наши проекты.

Раздел 3. Традиционные религии и этика в России (12 часов).

Что такое род, семья. Как возникли некоторые фамилии. Что такое родословная. Какие признаки имеет нравственный поступок. Что значит быть нравственным в наше время?

Почему появилось золотое правило нравственности.. Как применять золотое правило нравственности в жизни. Методы нравственного самосовершенствования. Кто такие рыцари, джентльмены и леди. Какими качествами должен обладать истинный рыцарь и джентльмен. Что значит быть настоящей леди. Образцы нравственности в культурах разных народов. Образцы нравственного поведения в культуре России. Трудовая мораль. Нравственные традиции предпринимательства. Значение речи для этикета. Какие правила этикета должен знать каждый. Праздники как одна из форм исторической памяти. Когда и как появились праздники. Какое значение имеют праздники. Что такое подарок и как его выбирать. Семейные праздники.Проект «Мои семейные праздники».

Раздел 4. (общий для всех модулей). Духовные традиции многонационального народа России (6 часов).

Любовь и уважение к Отечеству. Государство и мораль гражданина. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России. Жизнь человека высшая нравственная ценность. Любовь и уважение к Отечеству. Итоговая презентация творческих проектов учащихся.

Итого- 35 часов.

4.Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса

1.«Основы светской этики», пособие для учащихся-.:М Просвещение 2012.

2.«Основы православной культуры», пособие для учащихся -.: М , Просвещение 2010

3.«Основы религиозных культур и светской этики», книга для учителя М. Просвещение2012.

4.Электронное приложение к курсу «Основы религиозных культур и светской этики»

М. Просвещение. 2010

Интернет ресурсы: http://school-collection.edu.ru/ http :// fcior . edu . ru /

 

5. Планируемые результаты изучения учебного предмета

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса:

Личностные результаты:

формирование основ российской идентичности, чувства гордости за свою Родину;

развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;

развитие этических чувств;воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;

развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты:

формировать умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия;

адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий;

осуществлять информационный поиск;

овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров;

Предметные результаты:

знание, понимание и принятие ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие;

знакомство с основами религиозной морали;

формирование первоначальных представлений о религиозной культуре и её роли в истории и современности России;

осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.

На уроках по основам религиозных культур и светской этики (основы православной культуры) должны быть объяснены следующие понятия: религия, культура, высшие нравственные ценности: добро, совесть, справедливость, раскаяние, милосердие, сострадание.

Освоение школьниками учебного содержания каждого из модулей, входящих вучебный курс, должно обеспечить:

понимание значения нравственности, морально ответственного поведения в жизничеловека и общества;

формирование первоначальных представлений об основах религиозных культур исветской этики;

формирование уважительного отношения к разным духовным и светскимтрадициям;

знакомство с ценностями: Отечество, нравственность, долг, милосердие,миролюбие, и их понимание как основы традиционной культуры многонациональногонарода России;

укрепление средствами образования преемственности поколений на основесохранения и развития культурных и духовных ценностей.

 

Критерии оценки

Текущая аттестация  на  каждом уроке в  словесной форме, выполнение  практической работы по окончанию раздела – тематический контроль в виде теста.

Выполнение практических работ в форме:

-устный опрос;

-письменная работа (графическая работа;творческая работа;диагностическая работа)

-тематические тесты по разделам;

Содержательный контроль и оценка знаний четвероклассников предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения курса ОРКСЭ учеником и не допускает сравнения его с другими детьми.

Прохождение материала по предмету фиксируется в журнале успеваемости обучающихся. Оценивание результатов обучения школьников в течение года осуществляется без фиксации их достижений в классных журналах в виде отметок по пятибалльной шкале. Итоговой формой оценки деятельности учащегося является проектная работа по индивидуальной теме в рамках курса.

 

 Темы итоговых творческих проектов: (по выбору)

1.«Россия - Родина моя»

2.«Всюду добрые люди вокруг…»

3.«Я хочу вам рассказать об одном добром человеке»

4.«Добро и зло в русских народных сказках»

5.«Добродетельные герои сказок Г.Х.Андерсена, Ш.Перро» (по выбору)

6.«Добродетель и порок в сказке А.Н.Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино»

7.«Вот что значит настоящий, верный друг»

8.«Ты навсегда в ответе за тех, кого приручил (А. де Сент-Экзюпери)»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОРКСЭ